Теория Справочник Практикум Контроль знаний Об авторах  



Модуль № 8

8.1  ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ

 

 Сертификация - соответствие продукции стандартам.

  Согласно документам ИСО сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуга соответствуют определенным стандартам или другому нормативному документу.

  Выходными данными (показателями качества) сертификации являются ее достоверность и беспристрастность. Механизм достижения соответствия этим критериям заложен в так называемой «петле качества». Она представляет собой взаимодействие элементов полного цикла производства продукции, влияющих на качество. В их числе:

  • изучение спроса на сертификацию;
  • проектирование процесса сертификации;
  • формирование ресурсов для сертификации;
  • планирование и разработка процессов сертификации;
  • контроль и утверждение результатов сертификации и др.

  Система сертификации использует стандарты и проводит испытания на соответствие им, затем выдается сертификат соответствия - документ, сообщающий о том, что продукция должным образом соответствует стандартам и другим нормативным документам.

 Знак соответствия - защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами систем сертифицирования. Разрешение (лицензия) на использование знака соответствия выдается органом по сертификации.

 Виды сертификации: обязательная и добровольная.

  Обязательная сертификация - для обеспечения безопасности и здоровья людей и охраны окружающей среды и имущества. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России.

  Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено. Проводится по инициативе юридических и физических лиц на договорных условиях для обеспечения конкурентоспособности продукции и продвижения товара на рынок.

Стандарты ИСО 9001-9003 предусматривают наличие в системе качества четко регламентированных элементов, влияющих на обеспечение качества продукции от ее проектирования до реализации потребителем.

 Эти элементы устанавливают требования по направлениям деятельности предприятий:

  • ответственность руководства;
  • анализ контрактов;
  • управление проектированием, изготовлением, испытанием, контролем и поставками продукции;
  • управление документацией и базами данных;
  • обеспечением контрольно-измерительной аппаратурой и испытательным оборудованием;
  • анализ брака;
  • введение корректирующих и предупреждающих действий;
  • введение внутренней проверки системы качества;
  • подготовка кадров;
  • послепродажный сервис;
  • использование статистических методов и др.

В стандартах ИСО заложены восемь принципов менеджмента качества:

  • Организация, ориентированная на потребителя.
  • Роль руководства в управлении качеством.
  • Вовлечение работников в улучшение качества.
  • Подход к управлению качеством как к процессу.
  • Системный подход к управлению.
  • Постоянное улучшение.
  • Принятие решений, основанных на фактах.
  • Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

При сертификации должны быть обеспечены:

  • добровольность;
  • бездискриминационный доступ;
  • объективность оценок;
  • воспроизводимость;
  • конфиденциальность;
  • информативность.

  Основные этапы сертификации: заявка на сертификацию; оценка соответствия объекта сертификации установленным требованиям; анализ результатов оценки соответствия; решение по сертификации; инспекционный контроль сертифицированных объектов.

 

8.2  Система сертификации СИ

 

Система сертификации СИ предназначена для проведения добровольной сертификации СИ в соответствии с законами об обеспечении единства измерений и сертификации.

В сертификате соответствия указывается, что продукция соответствует соответствующему стандарту. Основные положения и порядок проведения работ в рамках СС СИ определены в МИ 2277-93.

Основными целями СС СИ являются обеспечение единства измерений, содействие экспорту и повышение конкурентоспособности СИ. В соответствии с этими целями система выполняет следующие функции:

  • проверку и подтверждение соответствия СИ установленным в нормативных документах метрологическим нормам и требованиям;
  • проверку обеспеченности сертифицируемых СИ методами и средствами калибровки для передачи размеров от утвержденных эталонов;
  • проверку соответствия СИ дополнительным требованиям, указанным организациями или гражданами, обратившимися в орган сертификации.

Сертификацию СИ проводят аккредитованные органы по результатам испытаний, проведенных независимыми испытательными лабораториями.

Организационно СС СИ состоит из центрального органа, координационного совета, апелляционного комитета, научно-методического центра, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

Центральный орган системы:

  • организует, координирует и осуществляет методическое руководство работами по сертификации;
  • устанавливает основные принципы и правила сертификации;
  • осуществляет аккредитацию органов по сертификации и испытательных лабораторий;
  • организует инспекционный контроль деятельности аккредитованных органов по сертификации;
  • ведет реестр системы или электронного журнала, содержащего сведения об объектах и документах в области сертификации.

Порядок проведения сертификации включает:

  • представление в центральный орган заинтересованной организации заявки на проведение сертификации;
  • рассмотрение заявки и направление решений по ней;
  • проведение испытаний по утвержденной программе, включающей объем и сроки проведения испытаний, методы и средства испытаний СИ, объем и состав технической документации, представляемой на испытания, количество и порядок отбора образцов, представляемых на испытания;
  • анализ полученных результатов, оформленных в виде датированного и зарегистрированного отчета, включающего наименование и адрес испытательной лаборатории, идентифицирующие данные испытанных образцов и т.п.;
  • принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
  • регистрацию материалов испытаний и выдачу сертификата соответствия;
  • информацию о результатах сертификации.

Органы сертификации ведут учет выданных ими сертификатов.

 

8.3  ИЗМЕРЕНИЯ ПРИ КОНТРОЛЕ КАЧЕТВА ПРОДУКЦИИ

 

Этапы квалиметрии:

1900г. – приемочный контроль продукции;

1920г. – внедрение статистических методов;

1950г. – сертификация продукции;

1980г. – сертификация производства;

1990г. – сертификация систем менеджмента качества (концепция всеобщего управления качеством – TQM, идеи которой внедрены в ИСО – 9000).

  Информацию о контролируемом объекте или технологическом процессе получают путем проведения измерений различных ФВ. При этом существует определенная специфика контроля качества продукции, связанная с погрешностью проводимых измерений.

   Результаты измерений одного или нескольких параметров, характеризующих контролируемый объект, позволяют вычислить некоторые показатели качества продукции. Путем сравнения этих показателей с регламентированными, соответствующими нормативным, делают заключение о годности объекта (контроль) или вырабатывается управляющее воздействие на технологический процесс (управление). При этом устанавливается факт соответствия результатов измерений заранее заданным нормам с использованием таких понятий, как критерий годности (КГ).

КГ может быть безусловным:

,                                                                                                                  (8.1)

где  ,- верхняя и  нижняя граница допустимых значений истинных значений контролируемой ФВ.

  КГ называется условным, если вместо истинного значения контролируемой ФВ используется понятие действующего (номинального) значения ФВ.

Используют также понятия нормативного и контрольного КГ, т.е. критерии годности, регламентированные НТД на продукцию. Контрольный КГ отражает более жесткие требования к объекту контроля. Безусловный КГ применяют для нормативного контроля.

Характеристикой качества объекта контроля является совокупность условного критерия годности и методики контроля, которая гарантирует вероятность принятия ошибочного решения при контроле не превышающую максимально допустимую или совокупность безусловного КГ и максимально допустимой вероятности принятия ошибочного решения при контроле по определенной методике.

  Объектом контроля может быть изделие или группа изделий, изготовленные в ограниченное время, по одной технологической документации, на одном оборудовании.

  При сплошном контроле используют понятия уровней дефектности, ошибок и рисков:

 

N = N1 + N2,                                                                                                                              (8.2)

где   N – общее число изделий;

        N1– число изделий, признанных годными;

        N2 – число изделий, признанных негодными.

                                                                                                                                   (8.3)

 - уровень дефектности (аналог вероятности).

    При сплошном контроле с разделением изделий на годные и негодные контроль является частью технологического процесса и непосредственно влияет на качество выпускаемой продукции. В связи с тем, что критерии качества имеют смысл вероятностей годности изделий, то математического описания процессов контроля используют вероятностный, статистический подход (НЗРСВ). Определяют ЗРСВ, строят кривые для критериев, например, риска и т.п. Находят значения групповых критериев риска потребителя и поставщика, т.е. вероятности того, что хотя бы одно изделие из общего числа изделий, признанных годными, является дефектным.

   Для того, чтобы групповой риск потребителя был достаточно малым, приходится устанавливать жесткий контрольный условный критерий годности (с меньшим допуском). Чем больше погрешность измерений при контроле, тем значительнее должно быть и сужение границ условного КГ по сравнению с безусловным КГ.

   Для нахождения ЗРСВ производят входной контроль качества изделий. Стабильность ЗРСВ характеризует уровень производственной дисциплины на предприятии изготовителе продукции. Повышение требований к контролю качества сопровождается снижением КГ.

 

Теория | Справочник | Практикум | Контроль знаний | Об авторах |