Теория Справочник Практикум Контроль знаний Об авторах  



Модуль № 7

7.1 ОСНОВЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ

 

     Стандартизация является ключевым инструментом технического регулирования в экономике, так как непосредственные производительные силы (ИТР) осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями стандартов. Положения стандартов выполняются посредством требований конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, которая повседневно используется при разработке, изготовлении и использовании продукции. В этом заключается значимость стандартов в механизме технического регулирования.

 

7.1.1 Система стандартизации

 

     В 1993 г. были приняты законы «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений».

   Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристики, как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых.

Цели стандартизации связаны с обеспечением:

  • безопасности продукции и услуг для людей и окружающей среды;
  • совместимости и взаимозаменяемости изделий;
  • качества продукции, работ и услуг;
  • единства измерений;
  • экономии всех видов ресурсов;
  • безопасности хозяйственных объектов;
  • обороноспособности страны.

Уровни стандартизации:

  • региональный;
  • национальный.

Нормативными документами (согласно международной организации ИСО, МЭК) являются:

  • международные и региональный стандарт,  ГОСТ РФ;
  • документы технических условий (ТУ);
  • свод правил (рекомендательный характер);
  • регламент (обязательный характер).
  • общероссийские классификаторы техники и экономической информации;
  • стандарты отраслей, предприятий, научно- технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Виды стандартов:

  • основополагающие;
  • стандарты на продукцию и услуги;
  • стандарты на работы и процессы;
  • стандарты на методы контроля, испытаний.

Ответственность за нарушения требований стандартов несут, юридические, физические лица, органы государственного управления. Виды ответственности: уголовная; административная; гражданско-правовая; штраф от 5 до 100 МРОТ.

Органы и службы по стандартизации:

  • Госстандарт;
  • технические комитеты по стандартизации.

Основные работы, выполняемые при стандартизации:

  • систематизация объектов, явлений или понятий;
  • кодирование и классификация технико-экономической информации;
  • унификация сборочных деталей, узлов, агрегатов, машин, приборов;
  • типизация конструкций, изделий и технологических процессов;
  • агрегатирование машин и других изделий.

Принципы, определяющие научно-техническую организацию работ по стандартизации:

  • системности (совокупность взаимосвязанных элементов, функционирование которых приводит к выполнению поставленной цели с максимальной эффективностью и наименьшими затратами);
  • обеспечения функциональной взаимозаменяемости стандартизируемых изделий;
  • научно-исследовательский принцип разработки стандартов (проведение специальных теоретических, экспериментальных и опытно-конструкторских работ);
  • принцип предпочтительности (для повышения уровня взаимозаменяемости и уменьшения номенклатуры изделий и типоразмеров заготовок);
  • принцип прогрессивности и оптимизации стандартов (показатели, нормы, характеристики и требования должны соответствовать мировому уровню науки, техники и производства и учитывать тенденцию развития);
  • взаимоувязка стандартов;
  • принцип минимального удельного расхода материалов.

  Методы стандартизации представляются в виде комплексной и опережающей стандартизации. В настоящее время действуют следующие межотраслевые системы стандартов:

  • единая система конструкторской документации (ЕСКД);
  • единая система технологической документации (ЕСТД);
  • система показателей качества продукции;
  • унифицированная система документации;
  • система информационно-библиографической документации;
  • государственная система обеспечения единства измерений;
  • единая система защиты от коррозии и старения материалов и изделий;
  • стандарты на товары, поставляемые на экспорт;
  • система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов;
  • единая система программной документации;
  • единая система государственного управления качеством продукции;
  • система проектной документации для строительства;
  • единая система стандартов приборостроения и др.

    Государственный контроль и надзор за соблюдением требований стандартов осуществляется государственными инспекторами и комиссиями.

Применяются специальные знаки соответствия стандарту.

С 1977 г. появляется Европейская система кодирования информации о товаре EAN штрихкодами (13/8 разрядные).

 

7.1.2 Система технического регулирования

 

     До 2003 г. государственные требования к организации ТР были установлены в законах РФ «О стандартизации» и «Об обеспечении единства измерений» от 1993 г. В связи с вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании» закон «О стандартизации» утратил силу.  Закон «О ТР» устанавливает новые правила регулирования отношений, возникающих при разработке, принятии, применении и исполнении требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг, оценке соответствия.

    Главной целью закона является гармонизация российского технического законодательства с международным, что является обязательным условием для присоединения России к ВТО. С принятием этого закона государственные стандарты как вид технического законодательства утратили юридическую силу и могут соблюдаться на добровольной или договорной основе. Обязательными для соблюдения законодательными актами становятся общие и специальные технические регламенты, которые будут содержать обязательные для применения и использования требования к безопасности объектов технического регулирования.

   Закон «О ТР» устанавливает главные понятия, цели и принципы.

1.  ТР – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства и т.д. выполнение работ, оказание услуг и правовое регулирование в области оценки соответствия. ТР с учетом степени риска причинения вреда устанавливает минимально необходимые требования к характеристикам безопасности продукции (безопасность излучений; взрывобезопасность; биологическая, механическая, пожарная, промышленная, пожарная, термическая, химическая, электрическая, радиационная безопасность и т.п.).

2.   Стандартизация осуществляется в целях:

  • Повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, животных и растений; имущества физических и юридических лиц;
  • Обеспечению научно-технического прогресса;
  • Повышению конкурентноспособности продукции, работ и услуг;
  • Регионального использования ресурсов;
  • Технической и информационной совместимости;
  • Взаимозаменяемости продукции.

3.  Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

  • Добровольного применения стандартов;
  • Максимального учета при разработке стандартов интересов юридических и физических лиц;
  • Применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта.
  1. Международные и национальные стандарты могут использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки ТР.

Главная новизна закона «О ТР» заключается во введении двух уровней требований к продукции и процессам обращения с ней:

    • Обязательное исполнение требований ТР;
    • Добровольное применение требований стандартов.

  Ранее государственные стандарты применялись в обязательном порядке как технический вид законодательства. Новые требования закона «О ТР» и реформирование системы технического регулирования в России вытекают из обязательств, необходимых для вступления в ВТО. (ВТО была образована в 1995 г. после распада ССР по инициативе США. ВТО является организацией, которая определяет права и обязанности правительств государств – членов ВТО в многостороннем договоре о международной торговле товарами и услугами.) ВТО является более жесткой структурой регулирования мировых торгово-экономических связей по сравнению с действовавшим с 1947 г. Генеральным соглашением о торговле и тарифах. ВТО координирует формирование глобального рынка.   На этом рынке США имеют наибольшие преимущества в области высокотехнологической продукции и услуг, в первую очередь, компьютеров, программного обеспечения, телекоммуникационного оборудования, информационных технологий и финансовых услуг. Это обуславливает зависимость экономики России от импорта важнейших видов продукции, поэтому производство основных видов продукции на необходимом уровне должно быть организовано и в нашей стране. Для этого нужно развивать международное экономическое сотрудничество, международную кооперацию производства.

При решении этих задач необходимо учитывать:

  • Рациональную структуру внешней торговли страны;
  • Поддержание научного потенциала страны (экономической поддержки ведущих отечественных научных школ);
  • Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов в стране и т.п.

    Данные задачи на практике реализуются с использованием технического регулирования. В связи с этим и были приняты в 2002 г. «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу». На первом этапе реализации Основ предусмотрено определение порядка формирования и функционирования системы стандартизации, обеспечения единства измерений  и сертификации в научно-технической сфере с учетом мировых стандартов. Национальные регламенты и стандарты должны содержать инновационные требования, обеспечивающие создание конкурентноспособной продукции. Исходя из  инновационной цели реализации закона «О ТР», к приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в РФ относятся:

  • Информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
  • Космические и авиационные технологии;
  • Новые материалы и химические технологии;
  • Новые транспортные технологии;
  • Производственные технологии;
  • Военная и специальная техника;
  • Технологии живых систем;
  • Экология и рациональное природопользование;
  • Энергосберегающие технологии.

   Эти задачи могут решаться только путем использования российским бизнесом инструмента международной стандартизации, в первую очередь в общетехнических направлениях, к которым относятся единые требования:

  • к системе конструкторской документации;
  • к метрологическому обеспечению;
  • к обеспечению качества и надежности;
  • к информационному обеспечению жизненного цикла продукции (GALS-технологии).

  Стратегией улучшения ситуации в области обеспечения экономического развития России на основе инновационного развития может явиться разработка и применение технических регламентов и стандартов.

 

Теория | Справочник | Практикум | Контроль знаний | Об авторах |