Теория Справочник Практикум Контроль знаний Об авторах  



Модуль № 6

6.1  ПРИНЦИПЫ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

 

    Под метрологическим обеспечением измерений понимается установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.

Понятие «метрологическое обеспечение» применяется, как правило, по отношению к измерениям, испытанию и контролю в целом.  В то же время допускается использование понятия метрологическое обеспечение (МО) технологического производства.

При этом МО может включать в себя различные этапы технологических процессов, например:

·        установление рациональной номенклатуры измеряемых параметрови оптимальных норм точности измерений;

·        технико-экономическое обоснование и выбор СИ, испытаний и контроля;

·        стандартизация, унификация и агрегатирование используемой контрольно-измерительной техники;

·        разработка, внедрение и аттестация современных методик выполнения измерений, испытаний, контроля;

·        поверка, метрологическая аттестация и калибровка контрольно-измерительного и испытательного оборудования;

·        контроль за производством, состоянием и использованием КИА;

·        разработка и внедрение стандарта предприятия;

·        внедрение международных и отраслевых стандартов;

·        проведение метрологической экспертизы проектов;

·        проведение анализа состояния измерений и т.п.

МО имеет четыре основы: научную, организационную, нормативную, и техническую.

Организационной основой метрологического обеспечения является метрологическая служба РФ, основным ее звеном является государственная метрологическая служба (ГМС), возглавляемая госкомитетом по стандартам (Госстандартом).

Госстандарт руководит разработкой научно-методических, технико-экономических, правовых и организационных основ метрологического обеспечения.

В областях, где надзор и контроль не применяются, используются правила и положения, введенные положением Российской системы калибровки.  

Научно-технические проблемы метрологического обеспечения решаются в метрологических НИИ, организационные проблемы (практическая метрология) решаются в основном территориальными организациями Госстандарта.

     Метрологическая деятельность в РФ основывается на конституционной норме (ст.71). В развитие этой конституционной нормы приняты законы «Об обеспечении единства измерений» и «О стандартизации», детализирующие основы метрологической деятельности. Эти законы создали правовую базу для внесения существенных новшеств, обусловивших новый этап развития метрологии, который характеризуется переходом от административного принципа управления метрологической деятельностью к закононодательной. Появляются коммерческие метрологические службы.

Целями закона «Об обеспечении единства измерений», принятого в 1993 году, являются:

·        установление правовых основ обеспечения единства измерений;

·        регулирование отношений государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, ремонта, продажи и импорта средств измерений;

·        защита прав и законных интересов граждан, правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений;

·        гармонизация российской системы измерений с мировой практикой и др.

Положения законы расширены Государственной системой обеспечения единства измерений (ГСИ), представляющих собой комплекс нормативных документов межрегионального и межотраслевого уровней, устанавливающих правила, нормы, требования, направленные на достижение и поддержание единства измерений в стране, утверждаемых Госстандартом.

Основными объектами ГСИ являются:

  • единицы ФВ;
  • государственные эталоны и поверочные схемы;
  • методы и средства поверки СИ;
  • номенклатура и способы нормирования метрологических характеристик СИ;
  • нормы точности измерений;
  • способы выражения и формы представления результатов и показателей точности измерений;
  • методики выполнения измерений;
  • требования к стандартным образцам свойств веществ и материалов;
  • организация и порядок проведения гос. испытаний СИ, поверки и метрологической аттестации СИ, их калибровки и т.п.

Текущая метрологическая деятельность регламентируется постановлениями Правительства РФ. Это различные постановления и положения. Например: о порядке создания и правилах пользования федеральным фондом государственных стандартов; о государственных научных метрологических центрах и т.п.

 Для реализации положений законов и постановлений правительства разрабатываются и принимаются подзаконные акты – нормативные документы. Это документы, устанавливающие правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности в области МО. 

К нормативным документам по метрологии, действующим на территории РФ, относятся следующие:

Стандарт – нормативный документ по стандартизации. Стандарты делятся на ряд видов:

  • государственный;
  • национальный;
  • межгосударственный (ГОСТ);
  • региональный;
  • международный;
  • отраслевой (ОСТ);
  • предприятия (СТП);
  • научно- технических, инженерных обществ и других общественных объединений.

Важной задачей на современном этапе является гармонизация российских стандартов с международными.

Технические условия (ТУ) – нормативный документ, устанавливающий технические требования, которым должна удовлетворять продукция. Утверждаются предприятием – разработчиком по согласованию с предприятием – заказчиком.

(ПР) Правила по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, представляют собой нормативные документы, устанавливающие обязательный для применения положения , методы выполнения работ.

Рекомендации (Р) по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации являются нормативными докуметами, содержащими рекомендуемые правила для выполнения работ.

Методические инструкции (МИ) и руководящие документы (РД) являются нормативными документами методического содержания.

Регламент- документ, содержащий обязательные правовые нормы. Технический регламент содержит технические требования.

 

6.2  ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

 

 В настоящее время используется единая система единиц физических величин, включающая в себя 7 основных единиц (м, кг, с, А, К, Моль, Кд) и 2 дополнительных (радиан, стерадиан), а  все остальные единицы - производные.  

Планком была предложена естественная система единиц физических величин, построенная на использовании фундаментальных величин (G, h, c, k):

 

В системе единиц, предложенной  Хартри, используются параметры атома: h, e, , .

Представляет интерес система единиц, предложенная Людовичи, в основу которой положены следующие постоянные: e0.

Эталон - средство измерения, предназначенное для хранения и воспроизведения единицы физической величины и передачи ее размера другим средствам измерения.

Эталоны бывают:

  • первичными (обеспечивают наивысшую точность); специальными (используют в случаях, когда работа с основным эталоном в нормальных условиях затруднительна); 
  • вторичными (эталон - копия, эталон - сравнение для сличения эталонов, эталон- свидетель для проверки сохранности госэталона, рабочие эталоны для передачи размера рабочим средствам измерения).

Вторичные эталоны могут быть:

  • одиночными (одна мера или установка);
  • групповыми (совокупность однотипных мер для уменьшения погрешности);
  • эталонными наборами (для отдельных участков характеристики).

Госэталоны хранятся в метрологических НИИ, а международные эталоны в международных бюро.

Передача размера единиц осуществляется согласно поверочных схем, утвержденных Госстандартом для отдельных величин.

Подчиненность СИ при осуществлении поверок соответствует следующей схеме:

первичный эталон;

  • вторичный эталон используется для поверки СИ наивысшей точности;
  • рабочий эталон 1 разряда используется для поверки рабочих СИ высшей точности;
  • рабочий эталон 2 разряда используется для поверки рабочих СИ высокой точности;
  • рабочий эталон 3 разряда  используется для поверки рабочих СИ средней точности;
  • рабочий эталон 4 разряда  используется для поверки рабочих СИ низшей точности.

 

6.3  МЕТРЛОГИЧЕСКИЕ СЛУЖБЫ И ОРГАНИЗАЦИИ

 

Государственное управление деятельностью по обеспечению единства измерений в РФ осуществляет Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в области стандартизации, метрологии и сертификации. В своей работе руководствуется Конституцией РФ, постановлениями и распоряжениями  Правительства РФ, а также Положением о Государственном комитете РФ по стандартизации и метрологии.

Госстандарт осуществляет деятельность непосредственно и через находящиеся в его ведении территориальные центры СМС, а также через государственных инспекторов по надзору за государственными стандартами обеспечению единства измерений.

В ведении Госстандарта находятся:

  • государственная служба времени и частоты и определения параметров вращения Земли;
  • государственная метрологическая служба
  • государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;
  • государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов.

Основные задачи Госстандарта России:

  • реализация государственной политики в сфере СМС;
  • осуществление мер по защите прав потребителей и интересов государства в области контроля за соблюдением требований безопасности товаров, работ, услуг;
  • обеспечение функционирования и развития систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, аккредитации и научно- технической информации в этих областях, гармонизации их с международными и национальными системами;
  • организации и проведении контроля и надзора за соблюдением вышеперечисленных обязательных требований в сфере СМС;
  • формирование инфраструктуры СМС.

Государственная метрологическая служба (ГМС) несет ответственность за метрологическое обеспечение измерений в стране на межотраслевом уровне и осуществляет государственный метрологический контроль и надзор.

В состав ГМС входят:

  • государственные научные метрологические центры (ГНМЦ), метрологические НИИ;
  • органы ГМС на территории краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и т.п.

ГНМЦ и НИИ несут ответственность за создание, хранение и применение государственных эталонов, разработку нормативных документов по обеспечению единства измерений определенных физических величин.

Деятельность территориальных ГМС направлена на обеспечение единства измерений в стране. Включает в себя создание государственных и вторичных эталонно, разработку систем передачи размеров единиц ФВ рабочим СИ, государственный надзор за производством, состоянием, применением, ремонтом СИ, метрологическую экспертизу документации и важнейших видов продукции, методическое руководство МС юридических лиц.

В соответствии с Законом «Об обеспечении единства измерений» на предприятии для МО может быть создана МС во главе с представителем администрации, обладающим соответствующими знаниями и полномочиями.

К сфере деятельности МС относятся:

  • здравоохранение, ветеринария, охрана окружающей среды, обеспечение безопасности труда;
  • торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе операции с применением игровых автоматов и устройств;
  • государственные учетные операции;
  • оборона государства;
  • геодезические и гидрометеорологические работы;
  • банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
  • производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ;
  • испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;
  • обязательная сертификация продуктов и услуг;
  • измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления РФ;
  • регистрации национальных и международных спортивных рекордов.

МС государственного органа управления может включать:

  • структурные подразделения главного метролога в центральном аппарате государственного органа;
  • головные и базовые организации МС в отраслях и подотраслях, назначаемые органом управлении;
  • МС предприятий, объединений, организаций и учреждений.

МС юридических лиц – самостоятельное структурное подразделение, в состав которого могут входить калибровочные и поверочные лаборатории, а также подразделения по ремонту СИ. МС должны быть аккредитованы органами Госстандарта в соответствии с ПР 50.2.013 – 97, где регламентирован порядок аккредитации метрологических служб юридических лиц на право аттестации методик выполнения измерений и проведения метрологической экспертизы документов.

При аккредитации  проверке подлежит наличие условий, обеспечивающих техническую компетентность МС в реализации возложенных на нее функций в области обеспечения единства измерений.

Условия аккредитации предполагают наличие:

  • оборудования, необходимого для проведения работы в области аккредитации;
  • нормативных документов ГСИ и других нормативных документов в области аккредитации;
  • достаточного по количеству и квалификации (в области аккредитации) персонала;
  • помещений для проведения метрологических работ.

Аккредитация проводится на срок, не превышающий пяти лет.

В 1875 году семнадцать государств, в том числе и Россия, подписали Международную конвенцию, к которой в настоящее время присоединились 48 стран.  Конвенция устанавливает международное сотрудничество стран, ее подписавших. Для этого было создано  Международное бюро мер и весов. Деятельность МБМВ финансируется совместно государствами – членами Метрологической конвенции. В соответствии с конвенцией для осуществления руководства деятельностью МБМВ был учрежден Международный комитет мер и весов, подотчетный Генеральной конвенции мер и весов.

Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ) была создана в 1955году для обеспечения всеобщей гармонизации законодательных процедур метрологии и установления взаимного доверия к результатам измерений. Это межправительственная организация объединяет более 80 государств. Высшим органом МОЗМ является Международная конвенция законодательной метрологии, которая собирается раз в 4 года. Решения МОЗМ носят рекомендательный характер.

Международная организация по стандартизации (ИСО) была создана в 1946 году 25 национальными организациями по стандартизации. В 2000 году число членов ИСО составило 135 стран. Сфера деятельности ИСО распространяется на все области, кроме электротехники и электроники, стандартизацией которых занимается МЭК.

Главной задачей ИСО является содействие развитию:

  • стандартизации, метрологии и сертификации с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами;
  • сотрудничество в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Стандарты ИСО широко используются в мире, их число в настоящее время превышает 12 тыс., причем ежегодно принимаются около тысячи стандартов. Они являются обязательными для применения странами – членами  ИСО. В России в настоящее время идет активный процесс внедрении стандартов ИСО в национальную систему стандартизации.

    Международная электротехническая комиссия (МЭК) создана в 1906 году. После Второй мировой войны МЭК стала автономной организацией в составе ИСО. МЭК принято более 2000 международных стандартов ИСО/МЭК.

Отдельными вопросами метрологии занимаются различные международные организации, такие как: Международная конвенция по измерительной технике и приборостроению (ИМЕКО); Международный консультативный комитет по радиосвязи (МККР); Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии (МККТТ); Международный телекоммуникационный союз (ITU) и др.

 

С 1987 г. в Европе действует организация ЕвроМет, которая координирует деятельность метрологических служб стран ЕС, в этих странах существует маркировка приборов:

   сÎ 94 0104 М :

            сÎ - знак соответствия требованиям ЕвроМет;

            94 – проведение (первичной) поверки;

            0104 – шифр поверочной лаборатории;

            М – зеленого цвета, обозначение средств измерения.

 

6.4  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕТРОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СИ

6.4.1  Метрологический надзор и контроль за СИ

 

Метрологический надзор и контроль за СИ это деятельность, осуществляемая органом ГМС для проверки соблюдения установленных норм и правил.

МН и МК осуществляют путем:

  • калибровки СИ;
  • надзора за состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, применяемыми для калибровки СИ, соблюдением метрологических норм и правил,  нормативных документов по обеспечению единства измерений;
  • выдачи обязательных предписаний, направленных на предотвращение, прекращение или устранение нарушений метрологических норм и правил;
  • проверки своевременности представления СИ на испытания в целях утверждения типа, а также на проверку и калибровку.

ГМ контроль включают в себя выполнение следующих мероприятий:

  • утверждение типа СИ;
  • поверку СИ, в том числе эталонов;
  • лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату СИ.

ГМ надзор осуществляется:

  • за выпуском, состоянием и применением СИ, аттестованными МВИ, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм на предприятиях;
  • за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций. Этот вид надзора проводится в целях определения массы, объема, расхода или других величин, характеризующих количество товаров. Порядок проведения устанавливается Госстандартом в соответствии с законодательством РФ;
  • за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже. Осуществляется в тех случаях, когда содержимое упаковки не может быть изменено без вскрытия или деформации, а масса, объем, длина, площадь или иные величины, указывающие количество содержащегося в упаковке товара, обозначены на упаковке. Порядок проведения указанного вида государственного метрологического надзора устанавливает Госстандарт в соответствии с законодательством РФ.

Проверки проводят должностные лица Госстандарта России - главные государственные инспекторы и государственные инспекторы по обеспечению единства измерений, действующие на соответствующих территориях и аттестованные в установленном порядке.

Государственные инспекторы при предъявлении служебного удостоверения вправе беспрепятственно:

  • посещать объекты, где эксплуатируются, производятся, ремонтируются, продаются, содержаться и ли хранятся СИ независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;
  • проверять СИ – их состояние и условия применения, а также соответствие утвержденному типу;
  • проверять применение аттестованных МВИ, состояние эталонов, используемых для поверки СИ;
  • проверять количество товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций;
  • отбирать образцы продукции товаров, а также фасованные товары в упаковках любого вида для осуществления надзора;
  • использовать технические средства и привлекать персонал объекта, подвергаемого государственному метрологическому надзору и контролю.

 При выявлении нарушений метрологических правил и норм государственный инспектор имеет право:

  • запрещать применение и выпуск СИ неутвержденных типов или не соответствующих утвержденному типу, а также неповеренных;
  • гасить поверительные клейма или аннулировать свидетельство о поверке, если СИ дает неправильные показания или просрочена дата очередной поверки;
  • при необходимости изымать СИ из эксплуатации;
  • представлять предложения по аннулированию лицензии на изготовление, ремонт, продажу, и прокат СИ в случаях нарушения требований к этим видам деятельности;
  • давать обязательные предписания и устанавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм;
  • составлять протоколы о нарушении метрологических правил и норм.

    Государственные инспекторы обязаны строго соблюдать законодательство РФ и нормативные документы ГСИ. За невыполнение должностных обязанностей, превышение полномочий и за иные нарушения они могут быть привлечены к ответственности в соответствии  с законодательством РФ.

 СИ подвергаются обязательным испытаниям с последующим утверждением их типа. Порядок проведения испытаний и утверждения типа СИ включает:

  • испытания СИ с целью утверждения их типа, признание данного типа СИ пригодным в стране для серийного выпуска;
  • принятие решения об утверждении типа, его государственную регистрацию и выдачу соответствующего сертификата;
  • испытания СИ на соответствие утвержденному типу, признание результатов испытаний СИ, проведенных компетентными органами зарубежных стран;
  • информационное обслуживание потребителей измерительной техники.

Указанные испытания проводят государственные научные метрологические центры (ГНМЦ) и иные специализированные организации, аккредитованные в качестве государственных центров испытаний СИ.  Испытания образцов СИ проводятся в установленном Госстандартом порядке, приведенном в правилах ПР 50.2.009-94. Испытания проводят по утвержденной программе, которая должна содержать следующие разделы:

  • рассмотрение технической документации;
  • экспериментальное исследование СИ;
  • оформление результатов испытаний.  

 Требования к программам испытаний изложены в рекомендации МИ 2146 – 98.

Решение об утверждении типа СИ принимает Госстандарт  по результатам испытаний и удостоверяет сертификатом. Утвержденный тип СИ вносится в Государственный реестр СИ. Информация об утверждении типа СИ публикуется в официальных изданиях Госстандарта.

 Испытания на соответствие СИ утвержденному типу проводят:

·        при наличии информации от потребителей об ухудшении качества выпускаемых СИ;

·        при внесении изменений;

·        при истечении срока действия сертификата.

 

6.4.2 Поверка СИ

 

Поверка СИ – это установленный органом ГМС пригодности СИ к применению на основании экспериментально определяемых метрологических характеристик и подтверждение их соответствия установленным обязательным требованиям.

По действующему законодательству СИ, подлежащие ГМН и ГМК, должны подвергаться поверке при выпуске из производства или после ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации. Перечни групп СИ, подлежащих поверке, утверждает Госстандарт России.

Результатом поверки является:

  • поддержание пригодности СИ к применению.  На СИ наносится оттиск поверительного клейма, выдается Свидетельство о поверке;
  • признание СИ непригодным к использованию, выписывается Свидетельство о непригодности.    

СИ подвергаются первичной, периодической, внеочередной, инспекционной и экспертной поверкам.

Первичная поверка проводится при выпуске СИ из производства или после ремонта, а также при ввозе СИ из-за границы партиями. Поверке подвергается каждый экземпляр.

Периодическая поверка  выполняется через установленные интервалы времени (межповерочные интервалы). Ей подвергаются СИ, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Конкретные перечни СИ, подлежащие поверке, составляют их владельцы. Органы ГМС в процессе надзора за соблюдением метрологических норм и правил проверяют правильность составления этих перечней. Периодическую поверку  должен проходить каждый экземпляр СИ. Исключения могут составлять СИ, находящиеся на длительном хранении.

Внеочередная поверка СИ проводится до наступления срока периодической поверки в случаях:

  • повреждения знака поверительного клейма или утрате Свидетельства о поверке;
  • ввода в эксплуатацию СИ после длительного хранения;
  • проведению повторной настройки, при ударном воздействии на СИ или при неудовлетворительной его работе;
  • отправке потребителю СИ, не реализованных по истечении срока, равного половине межповерочного интервала.

Инспекционная поверка ИС проводится органами ГМС при осуществлении государственного надзора или ведомственного контроля за состоянием и применением СИ. Допускается проводить не в полном объеме, предусмотренном в методике поверки.

Экспертная поверка СИ проводится при возникновении спорных вопросов по МХ, исправности СИ и пригодности их  к использованию. Проводят органы ГМС по письменному требованию заинтересованных лиц. Включает в себя определение межповерочных интервалов, разработку и документирование методик проведения работ, ведение соответствующих протоколов, отражающих результаты проведенных работ и т.п.

 Методы  проведения поверок:

  • сличением с более точной мерой посредством компарирующего прибора;
  • измерением эталонным СИ величины, воспроизводимой (такая поверка часто называется градуировкой);
  • способом калибровки, когда с более точной мерой сличается лишь одна мера из набора или одна из меток шкалы многозначной меры.

Существуют и другие методы поверок. При поверке принимают соотношение между допускаемыми погрешностями эталонного и поверяемого СИ равным 1:3 (исходя из критерия ничтожно малой погрешности). Если поправки не вводятся, то эталонные СИ выбираются из соотношения 1:5.

По решению Госстандарта России право поверки СИ может быть предоставлено аккредитовнным МС юридических лиц. Порядок аккредитации определяется правилами ПР 50.2.014-94, разработанными с учетом рекомендаций ИСО/МЭК.

Аккредитация МС предусматривает следующие этапы:

  • экспертиза документов;
  • аттестация МС комиссией;
  • принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы;
  • оформление, регистрация и выдача Госстандартом аттестата на срок до пяти лет.

При том аккредитуемая МС должна иметь:

  • квалифицированный персонал, аттестованный в установленном порядке;
  • помещения, удовлетворяющие требованиям нормативных документов;
  • поверенные эталоны и другое вспомогательное оборудование, необходимое для проведения поверки;
  • документированные методики процедуры поверки, обработки результатов измерений;
  • документированные правила приемки, хранения СИ и т.п.

В сферах деятельности, где ГМС и контроль не являются обязательными, для обеспечения метрологической исправности СИ применяют калибровку СИ.

 

 

6.4.3  Калибровка СИ

 

Калибровка СИ – это совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений МХ и пригодности к применению СИ, не подлежащих ГМК и ГМН. Для этого разработана Российская система калибровки (РСК), направленная на обеспечения единства измерений в сферах, не подлежащих ГМН и ГМК.

Основные направления деятельности РСК:

  • регистрация органов, осуществляющих аккредитацию МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ;
  • аккредитация МС юридических лиц на право проведения калибровочных работ;
  • калибровка СИ;
  • установка основных принципов и правил РСК;
  • инспекционный контроль за соблюдением требований к проведению калибровочных работ.

Организация, выполняющие калибровочные работы должна иметь:

поверенные средства калибровки (эталоны и др. установки);

документы, регламентирующие организацию и проведение калибровочных работ;

профессионально подготовленный и квалифицированный персонал;

помещения, удовлетворяющие нормативным требованиям.

 

6.4.4  Метрологическая аттестация СИ

 

Метрологическая аттестация СИэто признание СИ узаконенными для применения на основании тщательных исследований метрологических свойств, проводится в соответствии с ГОСТ 8.326-89. МА могут подвергаться СИ, не подлежащие государственным испытаниям или утверждению типа органами ГМС, опытные образцы СИ, измерительные приборы, выпускаемые мелкими партиями, измерительные системы и их каналы.

Основными задачами аттестации СИ являются:

  • определение МХ и установление их соответствия требованиям нормативных документов;
  • установление перечня МХ, подлежащих контролю при поверке;
  • опробование методики поверки.

МА проводится органами ГМС по специально разработанной и утвержденной программе. При положительном результате выдается Свидетельство о метрологической аттестации установленной формы.

Существует различие в аттестации СИ и испытательного оборудования. Основная цель аттестации испытательного оборудования – подтверждение возможности воспроизведения условий испытаний в пределах допустимых отклонений.

Аттестация, как и поверка, бывает первичной, периодической и повторной.

 

6.4.5  Методики выполнения измерений (МВИ)

 

Методики выполнения измерений (МВИ) представляют собой установленную совокупность операций и правил, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с гарантированной точностью в соответствии с принятым методом. Общие требования к разработке, оформлению, аттестации, стандартизации МВИ и метрологическому надзору за ними регламентируют ГОСТ Р *,%:№_(: и МИ «№??_(*, Данные нормативные документы касаются подавляющего большинства проводимых измерений.

Разработку МВИ выполняют на основе исходных данных, включающих:

  • назначение, где указывают область применения, наименование измеряемой величины и ее характеристики, а также характеристики объекта измерений, если они могут влиять на погрешность измерений;
  • требования к погрешности измерений;
  • условия измерений, заданные в виде номинальных значений и границ диапазонов возможных значений влияющих величин;
  • вид индикации и формы представления результатов измерений;
  • требования к автоматизации измерительных процедур;
  • требования к обеспечению безопасности выполняемых работ и др.

 

6.4.6  Метрологическая экспертиза (МЭ)

 

  МЭ – это анализ и оценивание экспертами – метрологами правильности применения требований, правил и норм, в первую очередь связанных с единством и точностью измерений. Она проводится с целью обеспечения эффективности использования контрольно-измерительного оборудования на всех стадиях жизненного цикла продукции и услуг.

Различают экспертизу документации и экспертизу различных объектов.

В ходе проведения МЭ решаются следующие задачи:

  • определяется оптимальная номенклатура измеряемых и контролируемых параметров продукции и процессов, диапазон их измерения и требования к точности;
  • устанавливается соответствие показателей точности измерения требованиям эффективности и достоверности контроля и испытаний, а также требованиям обеспечения оптимальных режимов технологических процессов;
  • проводится оценка контролепригодности продукции;
  • проводится выбор методов и средств измерений, способных обеспечить необходимое качество измерений;
  • разрабатываются и аттестуются методики выполнения измерений;
  • выявляется возможность преимущественного применения унифицированных и стандартизированных СИ и аттестованных МВИ;
  • проводится оценка обеспечения применяемых СИ требуемой производительности контрольных операций при заданной точности и т.п.

 

Теория | Справочник | Практикум | Контроль знаний | Об авторах |